Содержание статьи:
В норме малыши начинают «разговаривать» с помощью разных звуков уже с двух месяцев, а к трем годам — уже бойко складывать короткие предложения. Почему могут возникать проблемы в развитии речи у ребенка и что с этим делать?
Как проявляется задержка речевого развития (ЗРР)
Малыши с задержкой речи начинают разговаривать позже сверстников. Чаще всего ЗРР проявляется в возрасте до трех лет. «Задержка развития речи характеризуется недостаточной сформированностью активной речи, недоразвитием словарного запаса, более поздним усвоением грамматических категорий, — объясняет Елена Рапацкая, логопед Центра детской неврологии и психосоматики «МЕДСИ», специалист первой квалификационной категории. — То есть малыши с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным и эмоциональным развитием, слухом, пониманием речи. Просто их уровень развития речи не укладывается в общепринятые возрастные нормативы».
Когда в норме ребенок должен начать разговаривать?
Речевое развитие происходит поэтапно. «Первая «речь» малыша — это его плач, когда он только появляется на свет, — комментирует Елена Рапацкая. — В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата — голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка».
Первый год жизни новорожденного считается предречевым периодом. По словам Елены Рапацкой, он включает в себя несколько этапов:
Гуление (протяжные гласные и задненебные звуки наподобие «гхаиы», «агу») появляется с двух месяцев;
Лепет (ребенок произносит отдельные слоги и слоговые цепочки) начинается в 5-6 месяцев. «В 9 месяцев лепет становитсямодулированным (с различными интонациями)», — уточняет Елена Рапацкая.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже к году он сможет произносить порядка 6-10 слов. «Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие или предмет. Например, «бах» – упал, «мяу»- кошка, «ам-ам» - хочу есть или какая-либо еда, — рассказывает Елена Рапацкая. — С первого по второй год жизни у малышей активно развивается понимание речи. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает».
В 1,5 года активный словарь малыша должен содержать не менее 30-50 слов. «В этот период ребенок употребляет односложные предложения (например, «Спать!» – «Пать!») После полутора лет в речи ребенка появляются двусложные слова (вода, киса), а потом и трехсложные (кубики)», — говорит Елена Рапацкая.
К двум годаму нормально развивающегося малыша в активном словаре около 200 слов, он употребляет короткие фразы, в речи присутствуют глаголы, например, «Аня, иди!», «Баба, дай пить!».
«После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами разных частей речи: появляются местоимения,прилагательные, наречия, предлоги. В два с половиной года ребенок говорит фразами из 3-5 слов, — отмечает Елена Рапацкая. — К трем годам в словаре малыша более 1000 слов, в речи развернутыепредложения, в то числе сложной конструкции. Конечно, ребенок допускает грамматические ошибки, не все звуки сформированы (еще не появились шипящие, «л», «р»)».
Разумеется, это не жесткие нормативы, а усредненные значения — у большинства детей развитие речи проходим именно по такой схеме. Замечаете, что ребенок «неразговорчив»? Возможно, у малыша действительно замедленно развитие речи.
Почему возникает задержка речи
К возникновению задержки темпов речевого развития ребенка могут привести несколько причин. Условно их можно разделить на две большие группы:
1. Социально-психологические:
- Отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. «Например, если родители не разговаривают сребенком, не занимаются с ним, если ребенок часами проводит время с гаджетами, перед телевизором — все это приводит к задержке речевого развития. В этом случае говорят о педагогической запущенности», — комментирует Елена Рапацкая.
- Если в семье неблагоприятная психологическая обстановка, ребенокнаходится в состоянии напряжения и стресса, это тормозит его развитие, в том числе речевое.
2. Органические:
- Соматически ослабленный, часто болеющий ребенок также может позже начать говорить.
- Индивидуальный темп созревания нервной системы и наследственность. «Если один из родителейзаговорил позже возрастной нормы, то и у ребенка выше вероятность задержки речи», — добавляет Елена Рапацкая.
- Различные неблагоприятные факторы в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка (нейроинфекции, травмы головного мозга и др.) «Однако такого рода причины чаще всего приводят к более тяжелым нарушениям речи и психического развития, чем ЗРР», — отмечает Елена Рапацкая.
Считаете, что у ребенка замедлен темп развития речи? Проанализируйте среду и обстановку дома — возможно, небольшие корректировки ускорят этот процесс.
Как решить проблему?
Замедление развития речи можно обнаружить на раннем этапе. И уже тогда стоит заняться решением проблемы.«Если родители замечают отставание в развитии речи ребенка на любом этапе, в том числе и предречевом, они должны обратиться за консультацией к неврологу или логопеду. Не нужно ждать трех лет, когда ребенок заговорит, как советуют знакомые и даже некоторые специалисты, — поясняет Елена Рапацкая. — Период от года до трех лет является сенситивным, т.е. особенно чувствительным,для развития речи ребенка. Речь — это средство мышления. Если задерживается в развитии речь, то неизбежно у ребенка будет замедляться развитие мышления и других психических функций (восприятия, памяти, внимания), которые с появлением речи переходят на более высокий уровень развития».
Не стоит игнорировать ЗРР и ожидать, что со временем все наладится — иногда задержка в речевом развитии может быть симптомом других отклонений. «Очень важно отличать темповую ЗРР ребенка от других нарушений речи и психического развития, которые в настоящее время встречаются все чаще», — рассказывает Елена Рапацкая.
По словам эксперта, ребенок может отставать в развитии речи, если у него:
- алалия;
- центральные илипериферические нарушения слуха;
- дизартрия;
- снижение когнитивных функций;
- нарушения эмоционально-волевой сферы и др. Разобраться в механизме нарушения речи может только команда специалистов: невролог, отоларинголог, сурдолог, психолог, психиатр, логопед.
«Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребенка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция», — подытоживает Елена Рапацкая.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме