Содержание статьи:
Кто-то скажет: без этого нельзя, ребенок совсем от рук отобьется. Другой заметит, что наказания, особенно физические, лишь унижают ребенка, но ничего не решают. Но не оставлять же проступки без внимания?
Споры между сторонниками и противниками наказаний, наверно, не затихнут никогда. Одни считают, что наказывать детей не надо: если их немножко направлять и что-то им подсказывать, они и сами разберутся, что хорошо, а что плохо.
Другие убеждены, что без наказаний никак, они служат словно преградой для того, чтобы человек не стал асоциальным животным, которое не в силах совладать со своими низменными порывами… И у тех и у других много аргументов «за» и «против», с которыми можно спорить или соглашаться. И, в конце концов, каждый родитель решает для себя сам: применять ли для воспитания наказания.
Мне бы спорить не хотелось. Я предлагаю посмотреть на существующие варианты, чтобы такой выбор родители все же совершали осознанно, а не по привычке, усвоенной из своего детства или, напротив, своему опыту в противовес.
Итак, предположим, что ребенок совершил некий проступок. С чем он может встретиться после этого?
*Естественные последствия. Это то, что наступает как бы само собой, и никакие другие люди ничего для этого специально не делают. Вечером долго играл на компьютере: поздно лег, не выспался, плохо себя чувствовал и не смог быстро и правильно решить задачу. Потратил выданные на проезд деньги на чипсы: высадили из автобуса, час плелся домой пешком. Поздно вышел из дома — опоздал на поезд, разлил — надо убирать, порвал — надо зашивать и т. д.
Здесь нет никаких родительских нравоучений, многократно повторенных предупреждений (достаточно одного, а дальше — твой выбор). Для родителей сложно позволить событиям развиваться своим чередом. Ведь так хочется «подстелить соломку» и так тревожно «вдруг сам не догадается». Но это важно: ребенок постепенно учится тому, что одно действие влечет за собой другое. Нередко последствия можно предугадать, а негативные — предупредить. Только надо не ошибиться с выбором и совершить правильные действия — это-то он и познает на собственном опыте.
Еще одна сложность в том, что родители нередко путают невмешательство и демонстративное безразличие. Конечно, сталкиваясь с последствиями, ребенок может испытывать массу негативных эмоций, злиться, обижаться, чувствовать себя разочарованным и бессильным. И очень важно его эмоционально поддерживать, давать возможность все эти эмоции приносить взрослым и проживать их вместе с ними, а вот в сами последствия и исходный выбор при этом не вмешиваться. И советы давать тогда и в том, когда ребенок просит сам.
*Штрафные санкции. Это некие действия, которые необходимо производить самому ребенку в случае наступления (или не наступления) определенного результата. Действия эти отличает то, что они заранее (за некоторое время до штрафуемого действия) четко и конкретно обговариваются между родителями и детьми. Они понятны, приняты обеими сторонами и не зависят ни от третьих сил (настроений, возможностей, желаний). Поел — помой посуду, не помыл — делаешь 15 отжиманий. Не вернулся домой к 21.00 — неделю не ходишь по вечерам гулять.
Важно, чтобы в штрафные санкции не были вовлечены третьи лица: только ребенок и его действия. Нельзя штрафовать (и даже договариваться, что оштрафуете) старшего за несделанные младшим уроки.
Штрафом ни в коем случае не может быть то, что:
– унижает ребенка или является для него непосильным;
– нарушает его взаимоотношения с другими людьми (получил двойку — не идешь на командные соревнования);
– является выражением заботы о другом, особенно более слабом или зависимом (не убрал комнату — погуляй с собакой, почитай сестре, проводи к врачу бабушку и т.д.).
После совершения действия штрафы уже никак не обсуждаются и не отменяются. Форсмажорные, то есть независящие от ребенка обстоятельства, также должны быть обговорены заранее.
Штраф может быть изменен только после его «уплаты», то есть применительно уже к будущим действиям, после обсуждения и договора между обеими сторонами. Но, опять же, менять договор после каждого действия нельзя: тогда это перестает быть штрафом, а становится способом манипуляций.
Штрафы учат ребенка договариваться, предвидеть возможные варианты последствий и отвечать за свои слова, за принятые на себя обязательства. А родители, в свою очередь, получают возможность быть ясными и конкретными для ребенка в своих требованиях и пожеланиях.
*Непосредственно наказания. В данном случае (в отличие от штрафных санкций) действие по результатам проступка производит не ребенок, а родители. Наказания могут быть моральные (нравоучения, беседы) и физические. Об их возможности, как и о штрафах (выше), ребенок может быть извещен заранее (получишь двойку — выдеру) или они наступают внезапно.
Сомнительные стороны наказаний мне как детскому психологу видятся в следующем.
– Очень часто наказание для взрослого — просто способ выплеснуть свои негативные эмоции, и ни о какой заботе или внимании к тому, что и почему сделал ребенок, речи не идет.
– Крик, брань, физическое насилие — свидетельство родительского воспитательного бессилия, и ребенок об этом тоже, кстати, прекрасно догадывается.
– Предполагая наказание в случае некоторых последствий своего поведения, дети обычно больше думают о том, как избежать именно наказания, а не этих последствий.
– Если последствия все же наступили (например, ребенок получил двойку), ожидание наказания лишает ребенка сил, отвлекает его от того, что помогло бы ему исправить положение (вместо того чтобы разбирать ошибки, слушать объяснения учительницы, он занят придумыванием, как скрыть эту двойку от взрослых).
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
abolemova natasha
Вообще цивилизованная педагогика и психология сформировала четкий принцип – наказание должно идти не от плюса к минусу, а от плюса к нулю. То есть, опоздала с дискотеки домой – не орать и ремнем пройтись, чтобы знала, а следующей дискотеки лишить. Получил двойку – не отжиматься, кричать, заставлять учить 5 стихов вместо 1, а отменить поход в кино, употребив это время на изучение пропущенного в школе. На уровне эмоций – ребенок должен испытывать не страх, а неудовольствие. Но для этого с ребенком надо общаться побольше.
Басова Наталья
Слышала от сотрудницы, как она рассказывала о школьном происшествии с её сыновьями. Учитель физкультуры, узнав, что ученик нагрубил учительнице, заставил всех ребят отжиматься и приседать. Вот пример того, как человек не захотел применять педагогические методы, а предложил ребятам между собой разбираться самим. Можно представить только, как будет научен этот мальчик сверстниками. Только чувство страха перед расправой одноклассников в следующий раз его остановит, чтобы не грубить. Но разве доставался таким образом педагог до разума ребёнка?