Содержание статьи:
Даже если выборочно следовать правилам жизни шаолиньских монахов, придется во многом себя ограничить. Но если разобраться, то окажется, что строгие монашеские заповеди не сковывают тебя по рукам и ногам, а наоборот, приносят ощущение свободы.
Настоятель шаолиньского монастыря Мяосин в начале ХХ века обобщил заповеди шаолиньского удэ (боевой морали) в документе «Пять запретов и семь вредоносных факторов». Правила происходят из буддизма и достаточно просты:
— сторонись нерадивости и лени;
— сторонись гордыни и похвальбы;
— сторонись вспыльчивости и суетливости;
— избегай перескакивать через установленные ступени;
— избегай чрезмерного увлечения вином и женщинами.
Вредоносные факторы таковы:
— сексуальные связи вредят семени;
— вспышки гнева вредят ци;
— мучительные раздумья угнетают дух;
— зависть вредит сердцу;
— излишества в напитках вредят крови;
— ленивый образ жизни вредит мышцам;
— суетливость вредит костям.
Помимо запретов и вредоносных факторов, Мяосин в своей редакции шаолиньского удэ пишет об уважении к наставнику, обходительности и искренности в отношении собратьев, невозможности хвастаться техникой и обижать слабых. Ну и считает нелишним повторить еще раз: «Увлечение женщинами и мужеложеством неизбежно встретит гнев неба». Монахи беспрекословно соблюдают эти правила. Желательно, чтобы посвященные миряне (к которым отношусь и я) также их соблюдали.
Если пришел на занятия ушу не для того, чтобы просто руками и ногами помахать, а чтобы сделать это искусство образом жизни, нужно и упражнения выполнять особые, и правила соблюдать. Конечно, все мы люди. Раньше я дрался, хотя мог этого избежать. Проводил контактные тренировки с учениками и ломал носы, ребра, хотя и занимался вполсилы. Гордыня и похвальба тоже проскальзывали. В общем, до всего надо дойти, и теперь я держу себя в руках.
Шаолиньские заповеди — как родительское воспитание. Родители объясняют: веди себя хорошо, уважай старших. Но жизнь идет, человек меняется, и некоторые правила поведения, заложенные в детстве, стираются. Но в конечном счете ты оборачиваешься назад и обращаешься к моральным принципам, заложенным в тебя с детства. Рано или поздно оказывается, что родители по большей части были правы.
То же и с правилами шаолиньского монаха. Большая часть его заповедей предостерегает от чрезмерного увлечения чем-либо, будь то негативные мысли или алкоголь. А самое лучшее для человека, как мне кажется, — умеренность и спокойствие. То есть что-то среднее между эмоциональностью и безразличием. Во-первых, это сделает тебя более здоровым — в Китае принято считать, что все болезни происходят от эмоций. Во-вторых, это освободит тебя. Просвещенный человек, соблюдающий все заповеди, не зависит ни от секса, ни от еды, ни от материальных ценностей.
Всего должно быть в меру. Это главное. Когда Будда общался с людьми, он произносил только то, что им было необходимо. Спрашивали у него, как пройти на рынок. Он говорил: «Рынок там». И ни слова о своем учении. Ничего лишнего.
Смотреть видео цигун
Видеозанятия «Китайская гимнастика» со Станиславом Рогачевым в фитнес-видеотеке клуба «ЖИВИ!».
Видеозанятия «Дыхательные практики» со Станиславом Рогачевым.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
Olga U.
Да, они следят за тем, чтобы женщины к ним не прикасались. Я в Тайланде в храме Золотого Будды попросила у одного монаха разрешения с ним сфотографироваться. Он сказал: “Можно, только не прикасайтесь”. Нам еще рассказывали, что для женщин-монахинь гораздо распространяется гораздо больше запретов, чем на мужчин-монахов))))
korkin
ну вообщем-то правила и вредоносные факторы очень даже напоминают 7смертных грехов. вот интересно как совершенно разные люди в разных концах света пришли к почти одинаковым выводам о человеческих качествах.
вот не знаю как на вопрос в конце статьи ответить? нам в Тайланде гид говорил о буддизстких монахах и об отшельниках, как о крайней степени монашества, при чём он мог просидеть в горах или джунглях несколько десятилетий, потом спуститься в город, к примеру за продуктами, что они часто делают. и на рынке достаточно одного прикосновения женщины, и всё это отшельничестно на смарку. а ведь это может быть и оголтелая туристка захотевшая с ним сфотографироваться. инфа была от гида, и может быть не достоверной, но если это так, то втаких правилах должны быть подпункты, т.к. как таковой в этом контакте с женщиной сам монах не виноват.
Elyas
Стас меня если честно поражает эта ваша правильность во всём – это великолепный пример для всех ))) огромное спасибо вам !
VanillaKiller
Алена, именно внутренняя дисциплина, правила и ограничения помогают справляться с трудностями и сложностями внешними, и в конце-концов последние перестают появляться.
Алена_KZN
Про испытания мне можете не рассказывать, я про них все знаю. Жизнь и так достаточно трудная и сложная штука, чтобы устанавливать себе дополнительные ограничения и правила.
osa
А откуда вы знаете что скучно, или вы когда-нибудь жили по всем заповедям? Если скажете, что да, я вам не поверю. Потому что это невозможно сделать без работы духа и чтобы прийти к заповедям, нужно через многие испытания пройти, которые непросто неприятны, а порой очень и очень трудны, на это вся жизнь уходит. Так что, это совсем нескучно, а очень трудно, но не грустно, а по-разному, как в жизни. Ну да имеющий уши, так сказать, и услышит.
Алена_KZN
Во всех религиях заповеди одни и те же. При полном их соблюдении будешь жить долго, но скучно и умрешь здоровым.
Надежда-3
Мне очень понравилось вот это : “Всего должно быть в меру”. Коротко и ясно.
Trailbreaker
А что, хорошие правила, хоть я и не сторонник буддизма.
Шмель
Все здорово, только вот следовать заповедям людям потому и трудно (или забываются), что даются они как запрещающие догмы, но никто не потрудился объяснить, а почему, собственно ты должен себе в чем-то отказывать? И получается, что превращается запрет в запретный плод. А все потому, что никто не хочет чувствовать себя ограниченным в свободе действий/мыслей/желаний. Хотя, согласна, если понять смысл заповедей, жизнь по ним становится естественной, и не придется себя контролировать в следовании им, и в самом деле они даруют не ограничение, а свободу, вот такой парадокс. И даже “держать себя в руках” не придется, это станет естественным. То есть не ходить с “закрытыми глазами” по принципу “туда нельзя, и сюда нельзя”, а просто открыть их.