Содержание статьи:
Ради главной роли в «Черном лебеде» Натали Портман мало ела и танцевала по восемь часов в день, в точности как ее ненормальная героиня балерина. Такой перфекционизм — это болезнь или верный способ добиться успеха?
«Диета Черного лебедя», «Как вылепить себе тело Натали Портман в “Черном лебеде”» … Невероятно, как быстро подобные заголовки замелькали в глянце после выхода хоррора Даррена Аронофски про нежную красавицу-балерину, которую терзает навязчивая идея совершенства.
Героиня Портман балерина Нина страдает анорексией, завтракает одними грейпфрутами и панически боится сладкого. Сутки напролет работает. Она так мечтает идеально танцевать главную партию в «Лебедином озере», что начинает галлюцинировать: будто бы у нее прорезаются черные крылья, а пальцы на ногах срастаются в перепончатые лебединые лапы.
Для этой роли актриса при росте 160 см похудела с 52 кг до 43 кг. Ей пришлось урезать порции до микроскопических размеров и весь год съемок с утра до вечера вкалывать у балетного станка. «Черный лебедь» дался ей дорого. Натали, по ее словам, чуть не лишилась рассудка от физического и морального истощения, и никому не советует повторять ее опасный актерский эксперимент.
Поздно. Портман в балетной пачке выглядит завораживающе, и устоять перед ее образом почти невозможно. Немедленно хочется иметь такие же стройные ноги и лебединую шею: по статистике, для 70% девочек-подростков экранные красавицы — идеал, ради которого стоит идти на любые жертвы.
Вообще-то ни Нине, ни самой Портман не позавидуешь. «В реальной жизни мы были отвратительны, кожа да кости, — вспоминает актриса Мила Кунис, которой тоже пришлось морить себя голодом и худеть до 43 кг, чтобы сыграть соперницу Портман. — Зато на экране и на фотографиях смотрелись воздушными красавицами».
Грань между здоровым и нездоровым перфекционизмом так тонка, что даже многие взрослые зрители ее не увидели. Цитата солистки балета Инны Гринкевич напугала меня больше, чем все спецэффекты Аронофски. «Этот фильм достоин “Оскара” — в нем воспевается профессионализм и самоотдача, — сказала она в интервью журналу Starhit. — Лучше один раз блеснуть, чем всю жизнь — в кордебалете. 14-летней дочке Аните, которая учится в балетном училище, я так и говорю: или ты уйдешь вообще, или будешь первой — станешь танцевать заглавные партии на лучших сценах мира». Слушайте, но это же готовая будущая Нина и ее мама!
Психологи считают, что в патологическом перфекционизме детей зачастую виноваты именно их родители. «Это коварное психологическое явление, потому что оно перемешано с самыми уважаемыми в обществе установками, — объясняет психодрама-терапевт Ольга Прохорова. — “Моя дочка во всем должна быть первой”, “Четверка — это не отметка” — многие из нас слышали подобное от своих родителей. И чаще всего за идеей победить и выделиться стоит желание понравиться, получить одобрение родителей. Особенно если они склонны с детства требовать много от ребенка и внушают ему идею условной любви. Пятерки, аплодисменты и похвальные грамоты становятся подтверждением, что ты чего-то стоишь».
Судьба человека, которому не удалось вырваться из ловушки перфекционизма, как показывает пример Нины из «Черного лебедя», печальна. «Желание стать лучше всех заставляет конкурировать со всеми подряд, — продолжает Ольга Прохорова. — Нет никого, с кем бы ты общался на равных, есть либо те, кого ты обскакал, либо те, кто еще тебя опережает. Так что часть людей вызывает снисхождение, а часть — зависть».
Еще одна опасность в стремлении к идеалу — он стирает различия между людьми. «Ценным становится не то, каким я являюсь, а то, каким я должен быть, — говорит психолог Светлана Прокопюк. — Точка опоры для перфекциониста — оценка окружающих, а не собственная».
На самом деле при кажущейся схожести истории Портман и ее героини абсолютно разные. Сама Портман считает, что установка «либо первый, либо никто» калечит душу и карьере совсем не способствует. Испытание перфекционизмом в работе над «Черным лебедем» она прошла как раз потому, что исключила для себя конкуренцию.
«Когда я была моложе, я все время чувствовала, что меня могут заменить, — сказала она в интервью “Русскому репортеру”. — А сейчас я понимаю, что могу делать вещи, которые не сможет сделать ни одна из моих коллег, и, наоборот, не могу делать то, что умеют они… Ради совершенства многие готовы на все, включая саморазрушение. Но совершенство — это всего лишь миг, совершенным можно быть лишь несколько секунд… Поэтому — нет! Я считаю, что мы не обязаны страдать, чтобы творить».
Как только съемки закончились, Натали вернулась к нормальному питанию и прекратила тренировки: «В первый день после съемок я набросилась на макароны и никак не могла остановиться. Думала, только бы не заставили что-то переснимать, — я же не влезу в костюмы!»
Выходит, для душевного здоровья важно точно знать, что тобой руководит — патологическое стремление к успеху или желание сделать что-то действительно хорошо. Именно поэтому, в отличие от своей героини Нины, Портман не сошла с ума и не убила себя, а получила «Оскара» и радостно принялась за макароны.
Полезные ссылки:
Что едят балерины Большого театра? Фузилли, песто и лапша с тофу
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
Ксения Татарникова
parisienne, какой невероятный жизненный опыт вы пережили. Очень рада за вас, что не сломались и нашли себя вне балета, и за вашу дочку – что у нее такая чуткая мама) Мне ваша история напомнила замечательный док фильм о балете “Пленники Терпсихоры” – не знаю, видели ли вы его? Там как раз главная мысль – о том, что искусство необязательно рождается из страдания. Наоборот, может и должно – из радости, удовольствия от работы.
Ксения Татарникова
Мне очень понравилось, как Ольга Прохорова сформулировала это различие: “А чем, собственно, плоха оценка “хорошо”? – спросил меня когда-то мудрый человек. Признаюсь, меня несколько дней корежило от этого вопроса. Работа может быть сделана только на отлично, все остальное не считается – так я привыкла думать. И одновременно отвергать и не засчитывать большую часть того, что мне удалось в реальности сделать. Но потом я вдруг вспомнила, что когда Творец создал небо и землю, и светила и жизнь – он сказал, что “это хорошо”. Не “отлично”, не “совершенно”. Он просто радовался тому что делал, и ему было хорошо. И если вспомнить, когда возникает это самое “хорошо”, то окажется, что оно охватывает тебя вовсе не на пьедестале почета или в другие минуты славы. Это просто удовольствие от процесса и результата, от гармонии усилий, умений и свободы, совершенно интимное чувство встречи с собой”.
Ксения Татарникова
delta-chka, психолог Светлана Прокопюк еще очень интересно сказала о пофигизме – что это тоже перфекционизм, только замаскированный: “Я не справляюсь с вашими требованиями! И от этого я чувствую себя таким ничтожеством и так злюсь, что даже не стану с этими требованиями справляться! Я буду жить так, будто мне на все наплевать!” Все силы уходят на это показное «наплевать», стремление продемонстрировать свою якобы незаинтересованность в результате. В итоге человек живет без целей, несчастливо и быстро деградирует”. Учитывая, сколько вокруг пофигистов, диагноз “скрытый перфекционизм” думаю, можно смело ставить всей стране)
Ксения Татарникова
Самое интересное, что в реальной жизни балерины вовсе не голодают, а булимией и анорексией страдают единицы. По крайней мере, так говорит Ангелина Влашинец, солистка Большого театра, с которой я обсуждала этот фильм. Вот ее слова: “Да, балерина не должна весить больше 50 кг, но мы питаемся абсолютно нормально, включая шоколадки, булочки и пирожки время от времени – все лишнее сгорает во время репетиций. Думаю, ошибка Нины в том, что она слишком зациклилась на роли и не сумела рассчитать силы. Надо уметь переключаться, должна быть другая жизнь, помимо балета. Я уверена, что можно быть счастливой, и не танцуя первые партии. Кстати, многие примы несчастливы в личной жизни, у них нет семьи – это известный факт”.
Ксения Татарникова
Спасибо Ира)
Ирина Рубанова
А всё равно – очень хочется выглядеть, как Натали в этом фильме, и никакие слова большинство девушек не переубедят. Хорошо, что силы воли не хватает)
parisienne
Текст действительно хорош.Спасибо автору статьи. Что касается темы,то она мне очень близка. Учёба в балетном училище…постоянные репетиции,станок,станок,станок,потом общие предметы,потом снова станок. Если что-то не получается-самостоятельные занятия,жуткие боли во всём теле. Травмы, у кого-то раздробленные косточки пальцев,у кого-то,как у меня,сложная травма позвоночника при падении в дуэте… Постоянные ограничения в еде,потому что прибавка в весе на 200 гр. была равна отчислению. Кефир неделями,особенно перед отчётками и экзаменами… Но невероятное ощущение счастья от того,что ты делаешь то,что желаешь делать.Был фанатизм,и хороший,и болезненный,как у “чёрного лебедя”. Сцену мне пришлось оставить после травмы,это была адская душевная боль,что меня лишили очень важного чего-то,и это уже не вернуть. Мою дочкус самого детства прочили в балерины-великолепные природные данные,но на консультации в училище явзглянула на её глаза-они не горели,не было огонька,желания танцевать. Мы ушли,и я даже рада,что не сломала психику ребёнка.ведь у неё не было такого фанатизма,как у меня в своё время. Гинкевич абсолютно права-хочешьбыть лучшей-паши как лошадь и забудь обо всём остальном. Великие танцовщики отдавали и отдают себя “на съедение сцене”. Иначе искусство не создаётся.
pembegul
Все-таки есть большая разница между желанием сделать что-то действительно хорошо и желанием сделать что-то лучше всех.
delta-chka
И сколько здравых мыслей!
Ирина Рубанова
Какой прекрасный текст!