Содержание статьи:
Официальная и альтернативная медицина — два мира, которые редко пересекаются. Но Александр Щербаков успешно существует в обоих: он нейрохирург, гирудотерапевт и хиропрактик. Сочетание подходов позволяет доктору Щербакову эффективнее лечить пациентов и после операций.
На стене в кабинете Щербакова дюжина сертификатов по мануальной терапии, висцеральной хиропрактике, гирудо- и рефлексотерапии — словом, по всем тем методикам, которые обычно называют альтернативными (хотя правильнее назвать именно традиционными, ведь они появились задолго до современной медицины и имеют вековые традиции). Интерес к этим практикам возник у Щербакова еще в период учебы в Суворовском училище в Твери. По брошюрам и книгам он научился ставить иглы: «Тогда я использовал самые простые точки, ориентируясь на сосуды и суставы,— рассказывает доктор.— А моими подопытными были курсанты и преподаватели училища. Одного из моих первых пациентов — подполковника, мне удалось избавить от аллергии, сопровождавшей его всю жизнь».
После Суворовского училища Щербаков поступил в Тверскую военно-медицинскую академию. С гирудотерапией он столкнулся после окончания учебы, в середине 90-х, когда работал хирургом. В ту пору в больницах не было никаких лекарств, кроме анальгина и пенициллина, все остальное пациенты покупали сами. «Поэтому я и начал использовать пиявок,— объясняет доктор.— После операции на головном мозге я ставил пиявки в области головы и шеи — это ускоряло реабилитацию. А если поставить пиявку на шов, рана заживает в три раза быстрее, и рубец получается меньше».
Щербаков уверен, что гирудотерапия может заменить прием некоторых лекарств в послеоперационный период. «Например, ноотропные препараты подходят не всем,— говорит доктор.— Они могут вызвать излишнее возбуждение. Детям и пожилым людям их назначают с особой осторожностью. И тем не менее эти лекарства необходимы для восстановления нормального кровоснабжения после операции. Их можно заменить пиявками, ферменты которых нормализуют кровоток во всем организме и в головном мозге в частности».
Совмещать два подхода на практике сложно и даже опасно: «В московских больницах есть определенные критерии оказания врачебной помощи, от которых мы не можем отступить,— объясняет Щербаков.— Если врач выходит за их границы, он нарушает приказ. Однако за пределами больницы человек вправе сам выбрать другое лечение. Что я и рекомендую пациентам. Тем более почти все традиционные методы хорошо совмещаются с обычным лечением».
А в своей практике в Институте традиционной восточной медицины Щербаков всегда учитывает все современные представления о патологиях и пользуется современными медицинскими технологиями. Но некоторые природные препараты он находит более совершенными, чем фармацевтические лекарства: «Ученые уже научились синтезировать в пробирке около 160 ферментов, которые вырабатывают пиявки. Однако точную копию природных аналогов получить до сих пор не удалось. Именно поэтому искусственно синтезированные вещества работают по-другому. Так, пиявочные ферменты способны откладываться в печени, как в депо, и активизироваться по мере необходимости в течение трех-шести месяцев. Аналоги природных ферментов действуют немедленно, а их избыток сразу же выводится из организма. Плюс ко всему пиявочные ферменты в тысячи раз активнее синтетических веществ. Именно поэтому наибольший интерес для меня представляет традиционная медицина, основанная на использовании природных компонентов».
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме