Содержание статьи:
Швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии, ученик Зигмунда Фрейда. Прожил яркую, насыщенную жизнь, пройдя путь от «наследного принца психоанализа» до создателя собственной фундаментальной теории.
При выборе специальности Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 1875-1961) долго раздумывал, больше склоняясь к гуманитарным наукам, но в итоге выбрал медицинский факультет Базельского университета, который с успехом и окончил. После этого некоторое время работал практикующим психиатром в главной цюрихской клинике. А с 1906 года началось его сотрудничество с Зигмундом Фрейдом, закончившееся спустя шесть лет полным разрывом.
Поначалу Юнг был верен теории классического психоанализа: возглавлял Международную психоаналитическую ассоциацию, выступал с докладами в защиту фрейдизма и в своих первых работах выражал безграничное восхищение концепциями Фрейда. За что, кстати, получил прозвище «наследный принц психоанализа». Но уже в 1912 году, опубликовав работу «Метаморфозы и символы либидо», отходит от классического фрейдизма, в первую очередь от сугубо сексуальной трактовки бессознательного. Именно в тот период Юнг и предположил существование коллективного бессознательного, которое проявляется в особых образах — архетипах. «Бессознательное,— писал Юнг,— как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным нагромождением бесполезных развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь».
Биографы предполагают, что не одними только идейными расхождениями был вызван разлад между учеными. Есть версия, что в отношения двух психоаналитиков вмешалась женщина. Юнг был семьянином, прожил с женой Эммой Раушенбах (тоже психоаналитиком) 52 года и имел от нее пятерых детей. Однако, как и Фрейду, супружеский союз не мешал Юнгу заводить бурные романы с пациентками, самыми известными из которых были Сабина Шпильрайн и Тони Вольф (обе, кстати, потом стали практиковать психоанализ). И вот как раз из-за юной Сабины Шпильрайн знаменитые психиатры и поссорились.
Последний раз учитель и ученик лично встречались в 1913 году на Международном психоаналитическом конгрессе в Мюнхене, где Юнг обнародовал свое второе достижение (после открытия архетипов) в области психологии — теорию о делении всех на интровертивные и экстравертивные типы личности. Впоследствии на типологии Юнга была основана популярная в наши дни наука соционика.
Для людей искусства разных поколений Карл Густав Юнг стал одновременно и заступником (оправдывая любое их безумство и всякий творческий порыв теорией архетипов) и кумиром. Герман Гессе, например, буквально боготворил Юнга, вдохновляясь его идеями; это явно прослеживается и в «Степном волке», и в «Сиддхартхе», и в «Игре в бисер». Джеймс Джойс писал свой роман Finnegans Wake («Поминки по Финнегану»), так же как и Гессе, находясь под впечатлением теории архетипов. Американский художник-эспрессионист Джексон Поллок признавался, что работы Юнга произвели на него громадное впечатление. И наконец, легендарные The Beatles выбрали Юнга в качестве одного из персонажей к фотоколлажу на обложке знаменитого Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Это ли не означает в полной мере попасть в историю?
В 1944 году после перенесенной клинической смерти Юнг писал: «Я заново создал этот мир. И этот мир переполняет меня, как и прежний: я чувствую растения и животных, и облака, и день, и ночь, и саму вечность, заключенную во мне, как и во всяком другом человеке». После этого Юнг прожил еще 17 лет, написал и опубликовал массу интереснейших работ, которые, по оценкам специалистов, повлияли не только на мировую психологию, но и на развитие таких наук, как культурология, антропология, педагогика, религиоведение.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме