Содержание статьи:
Слышать критику не всегда приятно, но иногда бывает полезно — конструктивные замечания дают нам возможности для роста и развития. Увы, чаще критика бывает необоснованной, да и воспринимаем мы ее болезненно, отчего только портим себе настроение и отношения с окружающими. Как правильно реагировать на критику?
Критика — необходимая часть жизни. «Нам приходится принимать критику в течение большей части своей молодости, от исправлений школьных сочинений до комментариев о работе в профессиональной обстановке, — комментирует психолог Ольга Романив. — Некоторые критические реплики, которые мы слышим в свой адрес, являются конструктивными и помогают нам понять, что мы делаем неправильно, а значит направляют нас на верный путь. Но все же довольно часто критика в наш адрес глубоко ранит и вызывает внутренний протест, который может даже перерасти в конфликт».
- 5 языков извинений, которые улучшат отношения
- 6 способов правильно ответить на оскорбления
- Мышление изобилия: что это такое и как воспитать его в себе
Читайте также:
Почему критика может вызывать негативную реакцию
Обычно это происходит в двух случаях: когда мы не готовы получить критику(условно, не просили у окружающих обратную связь) и когда она оказалась не конструктивными замечаниями, а просто мнением или провокацией (например, если собеседник пытается утвердиться за ваш счет).Поэтому, если вы хотите научиться правильно воспринимать замечания, важно работать в двух направлениях: анализировать свои реакции (и постепенно менять их) и отличать хорошую критику от плохой. Условно говоря, ваша задача — понять, конструктивно ли вас сейчас критикуют и готовы ли принять эту информацию сейчас.
Увы, сделать это без подготовки бывает сложно. Особенно, если замечания мы слышим от тех, кто нам дорог: родственников, друзей, близких коллег. Но важно учиться этому, буквально «включать фильтр», когда кто-то говорит вам, что вы не правы или указывает на ваши ошибки. «Правило хорошей критики гласит: «Критикуешь – предлагай». Благодаря этому простому правилу вам будет легко отличать конструктивную критику от желания потрепать вам нервы или заявить о себе за ваш счет», — поясняет Ольга Романив.
Как правильно реагировать на критику
Определите, что это — конструктивная критика или провокация. Как мы уже говорили выше: если замечание не содержит конкретных предложений по улучшению ситуации (например, вы подготовили отчет, а руководитель детально объяснил вам, чего в нем не хватает), значит, это не конструктивная критика. Возможно, это просто мнение, попытка утвердиться за ваш счет или вывести вас из себя. Хороший ответ на критику в этом случае — обозначить свои границы и поблагодарить собеседника за высказанное мнение.
Не старайтесь защищаться в ответ на критику. «Одна из самых сложных вещей в восприятии критики — не реагировать на нее с позиции защиты. Оборонительная реакция в этом случае — совершенно естественная реакция, и мы должны простить себя и других за то, что она у нас есть, — объясняет Ольга Романив. — При получении критики полезно слушать с намерением понять, а не парировать. Спросите собеседника, верно ли вы его поняли, попросите привести конкретный пример, проясните все, что вам не понятно. Это отлично работает, когда критика исходит от близких людей или членов семьи».
Если это конструктивные замечания, человек сможет прояснить свою позицию. А если цель «выступления» — задеть вас, собеседник, скорее всего, стушуется.
Старайтесь сохранять спокойствие. Критика вызывает у нас раздражение, а то и праведный гнев (как раз поэтому мы стараемся сразу перейти в оборону). Чтобы избежать этого, постарайтесь снизить напряжение всеми доступными в данный момент способами — сделайте несколько глубоких вдохов, 4-5 раз резко напрягите и расслабьте мышцы ног, ягодиц и пресса (можно сжать и расслабить кулаки). Такие небольшие действия дадут мозгу сигнал о том, что вы в безопасности и у вас нет необходимости защищаться (спорить, повышать голос).
Поблагодарите собеседника за откровенность. «Как правило, вас критикуют, потому что стремятся к улучшениям. Проанализируйте, на что вам указали, действительно ли это так, и над чем вам нужно поработать. Не стоит оправдываться и доказывать, что собеседник не прав. Достаточно вежливой реплики вроде «спасибо, я подумаю» или «я тебя услышал». А на досуге проанализируйте ситуацию со стороны — возможно, здесь действительно есть над чем поработать», — говорит Ольга Романив.
Также не забывайте, что вы можете и должны сказать человеку, что вы не согласны. «Если вы просто скажете: «Спасибо за отзыв» сквозь стиснутые зубы, вы покажетесь манипулятивно неискренним. Лучше потратить время на то, чтобы объяснить, почему вы не согласны, — советует Ольга Романив. — При этом найдите точки соприкосновения. Даже если вы не согласны со всем, что было сказано, найдите какой-то аспект, с которым вы согласны, и поделитесь им с собеседником. Вознаграждать за откровенность не значит просто принимать все услышанное. Речь идет о том, чтобы показать, что вы благодарны человеку за то, что он небезразличен».
Отнеситесь к критике как к подарку. Возможно, сделать это на первых порах будет сложно, но с практикой ситуация изменится. «Человек может указывать на проблему, которую, осознав, вы можете решить. Или человек может указывать на проблему, которая на самом деле проблемой не является. В таком случае вы можете предложить альтернативную точку зрения и, возможно, изменить мнение собеседника. Но если вы никогда не соглашаетесь с критикой, значит, вы не используете этот дар в полной мере», — напоминает Ольга Романив.
Как не стоит реагировать на критику в свой адрес
Лучший ответ на критику — спокойная беседа с выражением благодарности и пояснением своей позиции. А вот ответные нападки на собеседника или жгучие споры толку не принесут: они разбалансируют вас и, скорее всего, создадут впечатление о вас, как о склочной персоне. «Также в ответ на критику не стоит оправдываться, возмущаться, оскорблять оппонента и воспринимать все слишком серьезно. Не забывайте, что критика — это просто мнение и совет. И у вас есть право выбора — следовать ему или нет», — подытоживает Ольга Романив.
Прислушайтесь к этим рекомендациям, чтобы научиться правильно реагировать на критику.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме