Содержание статьи:
Вы разрываетесь между звонками клиентам, оформлением документов и креативным решением задач? Для многих режим многозадачности — это бесконечный стресс, но сегодня редко какая работа обходится без этого. Узнаем у специалиста, как научиться выполнять несколько дел одновременно — качественно и без нервотрепки.
Почему нам сложно работать в режиме многозадачности?
<<Когда мы говорим о многозадачности, то обычно имеем в виду не буквально одновременное выполнение несколько разных дел, а необходимость очень быстро переключаться от одного дела к другому. Успех здесь зависит от множества факторов: темперамента, стрессоустойчивости, гибкости психики… Сангвиникам, например, проще жить в режиме многозадачности, меланхоликам — сложнее. Все потому, что у первых нервная система более гибкая, адаптивная>>, – комментирует клинический психолог Алиса Галац.
Тем не менее, как подчеркивает эксперт, всем нам приходится испытывать стресс, если дела валятся одно за другим, и мы не знаем, за что браться и как все успеть. <<Сейчас практически любая работа предполагает многозадачность. Однако объем нашей оперативной памяти ограничен, а потому мы не способны параллельно выполнять несколько дел без потери качества. Особенно если речь идет о креативных задачах, требующих максимальной сосредоточенности>>, — поясняет Алиса Галац.
При этом, как добавляет эксперт, труднее всего работать в режиме многозадачности людям тревожным, эмоционально ригидным, медлительным или же, напротив, энергичным, но эмоционально-неустойчивым. <<Этим типам личностей сложно управлять своим временем, расставлять приоритеты, держать в уме ту задачу, которая была брошена ради более срочной. Ситуацию осложняют и внешние факторы, в частности, уровень стресса на рабочем месте, необходимость пользоваться соцсетями (которые очень отвлекают) или просто болтливые коллеги>>, — добавляет специалист.
Однако, эксперт уверена: каковы бы ни были ваши природные данные или условия труда, навык многозадачности можно и нужно у себя развивать. <<В противном случае, вы все время будете ощущать, что ничего не успеваете, <<не дотягиваете>>, а это состояние — отличная почва для развития нервного истощения, депрессии или эмоционального выгорания>>, — говорит психолог.
Правила эффективной работы в режиме многозадачности
По мнению эксперта, основные составляющие успеха здесь — это самодисциплина, целеустремленность и психическая гибкость. Вот простые шаги, которые помогут вам начать развивать в себе эти качества.
Заранее составляйте план дел
На день, на неделю и т.д. Можно также вносить в этот список не только практичные действия (позвонить, написать, отправить), но и цели, которые вы планируете достичь. Таким образом, вы не только лучше концентрируйтесь на делах, но и поддерживаете в себе мотивацию к их выполнению.
Ранжируйте дела по важности
Вы можете, к примеру, условно разделить их на три группы. <<Срочные>> — дела которые нужно выполнить в первую очередь, чтобы не было неприятностей. <<Текущие>> — важные, но долгоиграющие задачи, которые занимают много времени (их можно разбить на несколько этапов выполнения). <<Рутинные>> — те ежедневные, привычные дела, которые не требуют интеллектуальных усилий, но важны с точки зрения трудового процесса: внести данные в таблицу, ответить на письма и т.д. <<Такое ранжирование позволит проще ориентироваться в потоке дел и не кидаться выполнять второстепенные задачи, жертвуя чем-то действительно важным>>, — отмечает психолог.
Не делайте одновременно похожие дела
<<Чтобы сэкономить силы, наш мозг обычно группирует однотипные задачи вместе, не видя между ними различий. Именно поэтому, например, мы легко можем ошибиться, если будем одновременно печатать текст и разговаривать. <<Старайтесь параллельно решать только совершенно разные типы задач, например, разговаривать, и наводить порядок на столе. Однотипные дела, напротив, выполняйте в разное время или одно за другим>>, — рекомендует эксперт.
Развивайте концентрацию внимания и переключаемость
<<Если вы замечаете, что вам трудно оторваться от какого-то дела ради более срочного, то старайтесь помогать себе — делайте пометки в ежедневнике (на чем вы остановились), ставьте сигнал на смартфон и т.д. Кроме того, вы можете тренировать гибкость психики и внимание, выполняя специальные задачки и упражнения. Их легко можно найти в интернете>>, — комментирует специалист.
Фиксируйте результаты
Обязательно помечайте те дела, которые завершены — ставьте <<плюсики>>, закрывайте вкладки в браузере, откладывайте в специальную папку и т.д. <<Мозгу нужен сигнал о том, что некая задача выполнена, и на нее больше не нужно тратить силы. Кроме того, этот прием наглядно демонстрирует вам ваши успехи, позволяет контролировать свою эффективность>>, — считает психолог.
Делайте перерывы
Не пытайтесь переделать все дела за утро, бегая <<с высунутым языком>>, чтобы оставшуюся часть дня сидеть в соцсетях. Это приведет к истощению и непродуктивности. Наоборот, распределите работу на весь день, и, сделав какую-то ее часть, прервитесь на отдых.
Контролируйте <<пустое>> время
Прокрастинация — известный враг многозадачности, ведь она отбирает у вас силы, сбивает с рабочего ритма и способствует рассеиванию внимания. Именно поэтому старайтесь как можно меньше времени тратить на те занятия, которые никак не двигают вас вперед: болтовню с коллегами в курилке, затяжной обед, серфинг в соцсетях.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме