Содержание статьи:
«То, что меня не убьет, сделает меня сильнее»,— говорил Ницше. Фактически этими словами он описал механизм фрустрации. Психологи склонны соглашаться с великим немецким философом: негативные эмоции, которые мы переживаем, являются необходимым условием для развития и роста личности.
Одним из самых известных исследователей фрустрации был американский психолог Сол Розенцвейг (Saul Rosenzweig, 1907–2004). Он определил ее как реакцию организма на непреодолимые препятствия на пути удовлетворения какой-либо жизненной потребности. Однако многие его современники не упускали случая поправить мэтра: это не просто «какая-нибудь реакция», а реакция, выраженная именно в негативных эмоциях (гневе, тревоге, панике, зависти, чувстве вины и т. п.).
Как правило, чем сильнее мотив, тем ярче протекает фрустрация при невозможности достичь цели. Например, если мы опаздываем на работу или свидание, то, застряв в пробке, испытываем раздражение и гнев. Те же чувства обуревают нас, когда мы слышим новость о том, что банк, где копились все наши сбережения, разорился. Однако очевидно, что степень негодования во втором случае значительно выше.
Факторы, которые мешают нам достичь целей и провоцируют фрустрацию, могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним относятся прежде всего люди, не оправдавшие ожиданий, например, муж, так и не сделавший карьеру в бизнесе, или дочь, после десяти лет занятий забросившая фортепьяно. А также события, скажем, задержанный авиарейс, испорченный непогодой отпуск, уже упомянутые автомобильная пробка или банковский форс-мажор. В числе внутренних факторов — страх, физические ограничения, общественные нормы, запреты и так далее.
Главная отличительная черта фрустрации в том, что это всегда реакция на уже случившуюся ситуацию, которую в данный момент невозможно изменить. Простой пример: придя по привычке в магазин и не обнаружив там любимого йогурта, человек на короткое время испытывает вспышку разочарования и досады. Как правило, чуть позже негативные эмоции проходят, уступая место альтернативным решениям — поехать в другой магазин, зайти за йогуртом завтра или на неделю «пересесть» на творог.
В каждом конкретном случае фрустрация протекает по-разному. У одних на ее преодоление может уйти несколько минут, у других несколько лет (правда, в этом случае проблема, как правило, гораздо серьезнее, чем отсутствие любимого йогурта в супермаркете или ссора с супругом). В конечном счете то, насколько быстро человек преодолеет фрустрацию, зависит от его психотипа, адаптивных способностей, оптимизма и веры в собственные силы.
Современные специалисты склонны рассматривать фрустрацию в позитивном ключе — как синоним легкого психологического стресса, дающего мотив для внесения изменений в существование. Полностью избежать неприятных переживаний невозможно, жизнь всегда щедра на ситуации, которые вызывают у нас обиду, гнев или приступы агрессии. Но в силах каждого человека повысить свою невосприимчивость к негативу. Для этого психологи, коучи, ведущие тренингов личностного роста и авторы книг в стиле «помоги себе сам» учат нас распознавать признаки фрустрации, абстрагироваться от нее, а также в качестве профилактики развивать коммуникативные навыки и повышать самооценку. Таким образом, человек может нарастить довольно мощную психологическую броню, которая поможет не только легче переживать негативные ситуации, но и быстрее находить альтернативные решения проблемы. А значит, если верить Ницше,— стать сильнее.
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме