Содержание статьи:
С 22 по 26 ноября в нью-йоркском Музее современного искусства пройдет выставка картин, рисунков и скульптур Тима Бартона. Знаменитый режиссер любит рисовать и лепить страшилки. Я заинтересовался: есть ли этому психологическое объяснение?
Тим Бартон — автор моих любимых фильмов «Труп невесты» и «Кошмар перед Рождеством», «Битлджус» и «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина» и «Чарли и шоколадная фабрика» — пишет небольшие поэтические сказки-страшилки и рисует к ним иллюстрации. Его книжка с успехом продается по всей Европе — на русский язык она, к сожалению, еще не переведена, но с литературным и живописным творчеством режиссера можно познакомиться на его феерически прекрасном сайте. Я очень люблю бартоновские картинки, хотя объяснить, чем именно привлекают меня все эти страшненькие рисунки, не могу. И мои друзья тоже не могут. Ну как, согласитесь, моя подруга и по совместительству мать двоих детей может радоваться рисунку, на котором изображен мальчик с… гвоздями в глазах? А ведь радуется!
Так что я для начала решил провести эксперимент. Отобрал несколько рисунков, которые будут представлены на выставке, и показал их кандидату медицинских наук, психотерапевту Европейского реестра Марку Сандомирскому. И попросил в двух словах поставить диагноз автору этих картинок. После небольшой паузы доктор Сандомирский ответил: «В этих картинках прослеживаются сниженный депрессивный эмоциональный фон, элементы дисморфофобии и агрессии. Скорее всего, автор сублимирует, выплескивает свою неудовлетворенность жизнью, взаимоотношениями с миром. Его рисунки инфантильны, они ассоциируются с беспомощностью, детскими страхами и фантазиями».
Тогда я рассказал доктору Сандомирскому о том, кому принадлежат рисунки. И задал самый главный вопрос: «Почему же эти рисунки так популярны? Почему многие из нас любят такие страшилки?» «Людям порой хочется вернуться в детство, — ответил мне Сандомирский. — Им хочется почувствовать себя ребенком, отдохнуть от сложностей взрослой жизни, когда можно придумывать для себя мир сообразно детским мечтам. И заодно избавиться от детских страхов и страшилок».
Но ведь не только взрослые являются поклонниками страшилок — дети прямо-таки балдеют от всевозможных ночных историй про красную руку или гроб на колесиках. «Именно так, — словно прочел мои мысли Марк Сандомирский. — Дети с помощью страшилок учатся справляться со своими страхами. А для взрослых, которые застряли на определенных проблемах, бывает полезно вернуться к этому опыту преодоления страхов понарошку — чтобы потом справляться с реальными переживаниями».
То есть, получается, все эти картинки несут в себе психотерапевтический эффект? Вот, наверное, почему они так популярны, особенно среди моих друзей, многие из которых, будучи ответственными и самостоятельными людьми, сохраняют в себе частичку детства. В любом случае мне приятно, что среди поклонников творчества Тима Бартона, кроме меня и моих друзей, есть еще жена режиссера Хелена Бонэм Картер и его любимый артист Джонни Депп. Последние двое примут участие в торжественном вечере, посвященном предстоящей выставке, который пройдет 17 ноября. Эх, мне бы туда — с каким удовольствием я бы вернулся в детство в такой приятной компании!
Темы публикации
Видео по теме
Статьи по теме
romi
Согласна с jetsnail – интересно было бы мнение разных психологов услышать, раз уж Бартона под таким углом взялись рассмотреть. Как минимум арт-терапевта, а заодно психоаналитика, криминалиста-психолога, кстати. Наверняка на разные моменты обратили бы внимание. А представленное мнение Сандомирского – довольно предсказуемое и поверхностное, в общем-то. Это и без психолога понятно, уж простите.
Вообще, мне фильмы Бартона нравятся больше, чем эти его рисунки. Ничего умилительного не нахожу в них.
Кира Майер
ой какие картинки трогательные!
Ника Макаревич
а вы думаете, что разнопрофильные психологи показали бы разные диагнозы?? это несколько наивный подход)) Другими словами, Вы думаете, что если придете с болью в ноге к разным врачам (терапевт, хорург, реабилитолог, например), то все трое поставят Вам разные диагнозы, один другого страшнее и круче?? А потом нет такого психолога или психиатора, который специализируется на маньяках))) Возможно, Вы имели в виду судебного криминалиста-психолога – но это другая история, в которой маньяки занимают ма-а-а-аленькую главу… Так-то вот
Ника Макаревич
а кто ему помог собрать?? :)))))) Но это не отменяет твоей интуитивной правоты – мне нравятся работы Женьки, не даром же он писатель
Knipper
Barton – och krutoy! Stat’ya super
jetsnail
скучные диагнозы какие-то. надо было врачу, который на маниях специализируется показать.
Катень
Я поклонница Когана 🙂
Бартон необычайно талантлив! Я и не знала, что он рисует, спасибо за статью!
Наталья Иншакова
А ты разве не поклонница Евгения Когана, который все это вместе собрал?)
Ника Макаревич
отлично! чудесно! Бартон фантастически хорош, слов нет. И если его сублимации, детские страхи, переживания и прочая психо-паутина выплескиваются вот таким вот образом – честь и хвала и самому Бартону (который свои страхи пристроил к делу), и Фрейду (который объяснил людям, для чего им нужно детство), и прекрасному Марк Евгеньевичу Сандомирскому, который нам все доходчиво пояснил. Я поклонница всех троих)
Vogue
ха-ха)) Вот это поворот: Тим Бартон – инфантильный неврастеник, который вечно стремится вернуться в детство, чтобы снова “от души” попугаться и таким образом облегчить себе внутреннее напряжение)) Так это или нет – все равно отрадно – ведь итог этих его “истерик” – невероятно прекрасные, искренние и трогательные работы! Мне они очень нравятся. Евгений – спасибо за статью – с утра прям даже настроение поднялось!!! сэнкс)